Рецензия на фильм "Выбор Софи"  


Выбор Софи
1982 год

Фильм «Выбор Софи», снятый по роману Уильяма Стайрона, стал знаковым в творческой биографии Мерил Стрип. Вспомним, что именно за главную роль в этом фильме, роль Софи (Зофьи) Завистовской, Мерил получила «Оскара». Если фильм «Музыка сердца» был для Стрип сложен тем, что пришлось выучиться играть на скрипке, то «Выбор Софи» стал психологически сложным. Как ей, матери (в 1982 году сыну Мерил Стрип было уже три года), убедительно сыграть центральную сцену, в которой женщина «делает выбор» - соглашается отдать своего ребёнка убийцам? Мерил признавалась, что когда перед съёмками читала сценарий, то всегда пропускала эту главную и самую страшную сцену фильма, а когда всё-таки пришло время играть – сыграла, но потом попыталась произошедшее забыть: «Это тяжелейшее испытание, которое я гнала от себя».
О чём же сама картина «Выбор Софи» помимо того, что это фильм об ужасном ВЫБОРЕ, сделать который вынуждена пленница Освенцима полячка Софи? Это фильм о сразу о многом. О ВОЙНЕ И ФАШИЗМЕ? Да, хотя события происходят в 1947 году, когда военные события уже остались в прошлом. Весь фильм – это воспоминания. Воспоминания писателя Стинго о встрече в бруклинском пансионе со странной парой – Натаном и Софи, и в то же время воспоминания самой красавицы Софи, прошедшей ад немецкого плена и потерявшей всех своих родственников.
Это фильм О ЛЖИ, которая уничтожает человека изнутри. Софи постоянно говорила Натану и Стинго о своём прекрасном и добром отце, профессоре права в Кракове, который выступал в поддержку евреев, а в действительности её отец профессор Беганьский оказался ярым антисемитом. Софи об этом узнала много лет назад, когда печатала речь отца «Еврейская проблема в Польше». Она возненавидела его, но, попав к немцам в плен, попыталась использовать отцовскую статью, чтобы спасти своего сына Яна. Сына спасти не удалось, но после этого Софи чувствовала себя предательницей, лгуньей: «Что такое правда? Я не знаю, столько я лгала!». Она не хотела говорить людям правду о себе и о своём отце, потому что боялась одиночества. «Выбор Софи» - фильм ОБ ОДИНОЧЕСТВЕ И О ЧУВСТВЕ ВИНЫ …
О чём ещё фильм «Выбор Софи»? О ТВОРЧЕСТВЕ? Да, безусловно. Каждый из героев фильма по-своему человек творческий, своеобразный. Начинающий писатель Стинго, от чьего лица ведётся повествование, пытается покорить литературную Америку и работает над романом о двенадцатилетнем умирающем мальчике. Творческими, неординарными людьми оказываются и его соседи по пансиону в Бруклине – Софи и её возлюбленный Натан Ландау. Натан, вечный выдумщик и фантазёр, прекрасно играет на пианино, умеет утраивать праздники, дарить подарки, танцевать. Однажды Софи и Стинго застают Натана, который стоит в комнате и, упиваясь прекрасной музыкой, дирижирует невидимым оркестром. Творческое начало Софи – в самом восприятии жизни этой девушки и в её красоте, грации, которую не может испортить даже война. Не случайно на Софи, находящуюся в плену, обращает внимание немец и принимается за ней ухаживать. Софи не представляет свой жизни без искусства – она любит музыку, поэзию, радуется, когда Натан дарит ей пианино. Сама Софи играть на нём не умеет, но она помнит, как когда-то на пианино играла её мама. Во время войны Софи ищет стихотворение некоего Эмиля Диккенса (в действительности же Эмилии Диккенсон). Стихи звучат в самом финале фильма: «Подушка мягкой будет пусть Покров не давит грудь, И чтоб восхода нежный шум Не мог сей шум спугнуть…».
Фильм «Выбор Софи» - это фильм О ГЕНИАЛЬНОСТИ И БЕЗУМИИ. Натан Ландау, спасший Софи, оказывается не просто неуравновешенным и вспыльчивым человеком, как кажется на первый взгляд, а по-настоящему сумасшедшим. Он, цитирующий стихи, произносящий прекрасные речи во славу возлюбленной, может внезапно начать дико ревновать Софи к любому человеку, даже к соседу Стинго, которому нет и двадцати трёх лет. Чем дороже подарки, которые делает Натан Софи, чем прекраснее слова, которые он ей говорит, тем страшнее будет припадок Натана. Софи, помнящая доброту и благородство Натана, готова простить ему всё: оскорбления, упрёки, даже побои. Упрёки безумного Натана справедливы, но чрезвычайно жестоки: «Почему ты выжила, а другие погибли? Как ты посмела остаться в живых, когда евреи из Польши сгорели в газовых камерах?» Что Софи может на это ответить, как может оправдаться, когда она сама каждую минуту помнит о днях, проведённых в немецком плену, о своём предательстве и о том страшном выборе, который пришлось сделать?!!!
Несмотря на всё это фильм» Выбор Софи» О ЛЮБВИ, о том сложном и великом чувстве, которое испытывают все герои фильма. Любовь показана в различных «вариациях» и аспектах. Это внезапно вспыхнувшая любовь-страсть немца, который, видя пленную полячку Софи, восклицает: «Ты необыкновенно привлекательная женщина, в арийках есть лучистая красота, прекрасная кожа, светлые волосы. Я готов боготворить такую красоту!». Это странная любовь-страх Лесли Лапидус, подружки Стинго, которая, пытаясь избавиться от своих сексуальных комплексов, читала роман Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей». Это любовь-боль, любовь-ненависть Софи к своей семье: матери, некогда прекрасно игравшей на пианино, и антисемиту отцу, который, будучи хорошим лингвистом, обучил Софи многим языкам. Это любовь-ревность безумца Натана к Софи, которая стала ему женой и была с ним «в беде и радости, в болезни и здравии». Одной из самых пронзительных в фильме оказывается сцена, где показано, как Стинго, оказавшись с Софи в гостинице, умоляет её оставить безумного Натана, говорит о своей любви, просит уехать с ним в Западную Верджинию. Стинго и Софи проводят ночь в отеле. Для Стинго это ночь счастья и сбывшихся надежд, а для Софи – попытка убежать от страданий, забыть о своём предательстве. Утром Стинго находит на подушке записку от Софи: «Я ухожу, Стинго, прости меня. Ты молод, найдёшь хорошую женщину. Я вспомнила о Натане, кровь превратилась в мёд. Что бы ни случилось – я должна быть с ним. Но дружба с тобой для меня очень многое значила. И ты был прекрасным любовником!». Стинго возвращается в Бруклин, в тот пансион, где когда-то познакомился с Натаном и Софи, и замечает множество машин и людей вокруг этого пансиона. Через несколько минут он узнаёт о смерти своих друзей. Софи некогда говорила: «Я не боюсь смерти, я боюсь, что он умрёт без меня». Натан и Софи, приняв яд, как античные герои, уходят из жизни вместе, подобно шекспировским Ромео и Джульетте.
За кадром слышен голос Стинго: «Я остался во власти гнева и печали. Натан и Софи были частью моего мира, детьми нашей планеты…». Фильм «Выбор Софи» - фильм о сАмой сложной, сАмой трагичной, но и сАмой прекрасной вещи на земле – о самОй жизни, где всё запутанно, амбивалентно, двойственно…. где сложно судить других людей, находить правых и виноватых…



Мария Воробьёва.


на Главную


 

Hosted by uCoz