| |||
Часть 2 |
Однажды, находясь в центре города, сын увидал, что продают щенка. Он
хватает мать за руку и тащит к продавцу, у которого уже сидит Лекси. "Это собака, мама, возьмём щенка, собака такая классная!" "Нет, это исключено!" Однако всё-таки щенок был взят. Роберта: "Мы все по очереди будем убирать за щенком" А щенок уже шалит, грызя какой-то лоскут. И вновь учёба, и снова игра на скрипке. "Посмотрите на свои ноги! Остановитесь, остановитесь, очень плохо! Ваших родителей будет тошнить, когда они услышат такую игру!" Роберта видит, как один из мальчиков тянет руку. "Что, Тониша?" "У Вас две таких юбки? Вы были в такой же в понедельник?" Класс хохочет! Роберта, внимательно рассматривая юбку: "Я думаю, что это не очень важный вопрос!" ВЫ этот момент входит негритянка: "Мы хотели бы узнать, может ли Наим снова ходить на Ваши занятия?" "Да, конечно, - обрадовано говорит Роберта, - только тебе придётся заниматься дополнительно!" Мать Наима: "Я не могу себе это позволить" Роберта: "Это бесплатно. Ну, Наим, иди, возьми скрипку, помнишь ли ты, как её держать?" Роберта, явно ликуя, идёт к рабочему месту, легко подпрыгивая. Но не всё так гладко. Роберту вызывает директор. Пришла мать одной девочки, которая ходит учиться игре на скрипке. Мать высказывает свои претензии: "Вы постоянно кричите на детей!" "Роберта, пытаясь оправдаться: "Только когда они не слушаются!" "Вы говорили, что родителей будет от детей тошнить?! Роберта, осознавая, что всё это какое-то нелепое недоразумение, начинает даже смеяться: "Да я так говорила, но совершенно в другом значении!" "Я хочу, чтобы моя Бекки выросла воспитанной девочкой!" "Я пытаюсь научить их дисциплине. Чтобы научиться играть на таком трудном инструменте, как скрипка, нужно уметь концентрироваться, необходимо относиться к этому серьёзно". Директор, пытаясь прекратить этот спор, говорит переживательной мамаше, что Роберта впредь будет более мягко относиться к ученикам. И вот, после этого разговора и "разбора полётов", Роберта пытается изменить свою педагогическую тактику. Когда ученики играют ужасно, с жутким звуком пилят по струнам, она спокойно дослушивает эту какофонию: "Хорошо. Достаточно. Спасибо. Это было неплохо. По крайней мере, не так ужасно. Вам нужно заниматься постоянно, всю неделю, работать больше". Детям не по себе: "Почему Вы так себя ведёте???" "Как?" "Вежливо!" "А разве вам не нужен вежливый учитель?" "У нас уже есть вежливые учителя. Вы отличались от других!" Роберта внимательно смотрит на Бекки, ту девочку, чья мама пожаловалась на неё директору. Бекии тихо произносит: "Нам больше нравилось, какой Вы были раньше". Роберта, улыбаясь: "Хорошо. Вы ОТВРАТИТЕЛЬНО!!! играли! Просто ужасно!" Дети, ликуя, хохочут. Роберта прибавляет: "Только не говорите родителям, что я так сказала. Так, давайте теперь ещё раз. Встаньте прямо, смычки в сторону, ноги домиком! И темп, темп, следите за темпом!". В начале праздников дети Роберты уезжают в гости к отцу. Роберта провожает их, прощается, отправляя на самолёт. "Ты не можешь поехать с нами, мама?" "Я же сказала, что именно вы должны увидеться с отцом". Роберта возвращается домой. Зажжены фонарики на рождественской ёлке, дома тепло и уютно, но чувства праздника нет. Вдруг - звонок в дверь. Приехал друг Роберты Брайн Тенер. "Ты вернулся!" Он целует её, открывает бутылочку вина. Приезжает мать Роберты, ужасается, слыша выстрелы: "Как ты тут живёшь?" "Мама, я работаю в этом районе и хочу жить поблизости". Мать, обращаясь к Брайну: "Как ты позволил жить ей здесь?" "Роберта делает то, что ей нравится". Роберта, намывая посуду на кухне, пытается доказать матери собственную правоту: "Я хочу иметь свой дом, я всегда жила на военно-морских базах. Если у детей нет отца, пусть будет хотя бы свой дом!" "Но ты могла вложить деньги лучше! Здесь очень плохое окружение". Роберта взрывается возгласом негодования: "Пожалуйста, остановись, хорошо?" Они вытирают посуду молча, потом Роберта примиряюще обнимает мать: "Прости, всё будет хорошо. Брайн приедет сюда очень скоро. Он хороший человек, он хорошо ладит с детьми" "Роберта, я не хочу, чтобы ты повторила свою ошибку снова, как тогда с Чарльзом" Роберта взрывается снова: "Хватит, сколько можно! Ты обвиняешь меня в том, что я купила не тот дом, нахожусь рядом не с тем человеком"! Я думала, что ты хочешь, чтобы Брайн переехал ко мне!". Учёба продолжается. "Так, кажется, это осилили. Никто не двигается! Переходим к фирмате. Публика на концерте будет умирать ради следующей ноты. Подождите, - хитрит и играет Роберта, - я сейчас сделаю себе чашку кофе. Шутливо пританцовывая, уходит. Дети, понимая её шутку, умоляюще кричат: "Роберта! Роберта!!!" Она возвращается почти бегом: "Дети, вы должны запомнить, что вы должны начинать вместе. Начали!" "Эх, у нас никогда не получится! - раздаётся чей-то плаксивый голосок". Роберта бодро: "Ученье и труд всё перетрут!" В новом доме. Роберта разговаривает с рабочими: "Осторожно, там ещё нет перил! Что это? Панель? А почему с обоями. А-а-а, такую дали. Ну, что ж". Брайн, видя это безобразие и разруху, возмущается: "Роберта, ты с ума сошла! Что это? "Роберта: "Панель" "А почему с обоями" Роберта, вновь повторяя слова пьяных чернорабочих: "Им такую дали". "Ты что, они бывшие зеки, они обдерут тебя".Я потратила все свои деньги на этот дом, у меня нет денег, чтобы нанимать нормальных рабочих, ты можешь это понять?!" "Хорошо, ты всё делаешь по-своему, как обычно!". Роберта узнаёт, что её сын подрался с одним мальчиком. Директор ругает Роберту за то, что она не следит за своим ребёнком. "Вы не замечаете, что ваш сын слишком замкнулся?" "Все мальчишки дерутся, не надо придавать этому слишком большого значения!" "Он избил мальчика, Робета, у Ника проблемы, Вы должны помочь ему!". Роберта с детьми и Брайном гуляют в парке. Летающая тарелка падает в воду, Брайн шалит с сыновьями Роберты, хватает одного, несёт к пруду переворачивая вниз головой. Мальчишка хохочет, умоляя отпустить его. Роберта, взяв Брайна за руку, идёт по парку: "Ты единственный, кто может рассмешить Ника" "Он просто скучает по папе, я ему что-то вроде замены" Нет, ты, действительно, нравишься ему! Мы надеемся, что ты переедешь с нами в новый дом" Брайн, шутливо, но одновременно и с намёком: Полегче! Я ещё не созрел для женитьбы" Роберта, смеясь: "А что в этом плохого?" Дотрагиваясь до его лба: "Ты даже вспотел!". "Ты думаешь, лет через пять-шесть нам бы хотелось быть вместе?" "Если два человека хотят быть вместе, у них есть шанс" "Так было и с Чарльзом, Роберта?" "Я сейчас говорю не про Чарльза, а про нас" "Роберта, брак основывается на том, что один человек полностью понимает другого, знает, что нужно другому. "Подожди", - остановившись и взяв приятеля за руку говорит Роберта, - Если тебе будет нужно что-то, чего я не понимаю, ты будешь искать понимание у кого-то ещё?" Брайн: Долгий брак - это сказка, каждый второй брак заканчивается разводом". "Нет, Брайн, я не о том. Я имею в виду не брак". Роберта повторяет свой вопрос ещё раз. Брайн признаётся, что стал бы понимания искать "на стороне": "Теоретически, да.. но,Роберта, что происходит?" "Разве нам плохо вместе?". Роберта бежит к своим мальчикам, собираясь идти домой. Им очень хочется, чтобы Брайн пошёл с ними, ночевал в их доме. "Брайн ночует в своём доме", - невозмутимо говорит Роберта одному из сыновей. - Возьми скрипку, иди заниматься и посмотри, не оставил ли нам щенок "сюрприз". Сын канючит, капризничая: "Я не хочу заниматься". Мать: "Мне всё равно, иди. И хватит ныть! Возьми ноты и скрипку". Он идёт, включает свет, берёт ноты, но начинает играть просто невыносимо, назло пилит смычком по струнам. Роберта в ужасе: "Что ты делаешь?!". Начинается "бунт" мальчика - "Ты со всеми злая, поэтому никто не хочет жить с тобой" (ребёнок в гневе бросает смычок) Роберта вне себя от ярости, хотя и пытается сдерживаться: "Подними!" "Я ненавижу скрипку!" "Ни-ког-да не смей бросать!" Сын, размахнувшись, бросает и скрипку. Для Роберты это удар! "Ты виновата, ты, поэтому отец ушёл от нас! И Брайн уйдёт, тогда мне придётся заботиться о тебе!" Роберта тихо: "Ты не обязан заботиться обо мне". "А кто это будет делать?" "Я смогу сама о себе позаботиться и я позабочусь о тебе и о Лекси. Обещаю!" "Ты не очень-то старалась! Папа уехал из-за тебя!" "Это неправда! И это нечестно! Я умоляла его не бросать нас, но он и слушать не хотел" "Почему?" "Он нашёл кого-то, кто ему нравился больше, чем я+" "Кого?" "Лану, помнишь Лару и Тома, друзей из Греции? Это она!" "И теперь он женится на ней?" "Нет, милый, но он не вернётся ко мне. Иди сюда, Лекс, ты тоже иди ко мне, обними меня. Мы всё ещё семья. Я никогда не оставлю вас, этого не будет, не бойтесь". Продолжается ремонт в доме |Роберты. Она замечает, что люди, которых она наняла, ленятся, работают очень плохо (ужасно кладут кирпичи и даже спят на рабочем месте). Брайн даёт Роберте советы: "Сколько я раз говорил, что не нужно всё делать самой, ты просто дурочка!" "Точно, - вспыхивает Роберта, - я дура! Эрни, проснись, давай". В итоге Роберта не выдерживает и начинает кричать: "Ты уволен, вы все уволены! Убирайтесь!" Она кричит"ты уволен" даже Брайну и объясняет это так: "Мне нужны мужчины, которые поддержат меня и моих мальчиков. Ты способен на это?" Роберта в гневе разбивает окно: "Уходи!" "Роберта, перестань", - пытается её успокоить Брайн. "Уходи". "Хорошо, я уйду" Роберта остаётся одна и чувствует себя глубоко несчастной. Наступает время концерта, к которому очень долго готовились. Она выходит, улыбается, начинает играть вместе со своими воспитанниками. Родители, сидящие в зале, слушают музыку, затаив дыхание. Учитель музыки хмурится, мать-негритянка, не разрешавшая прежде своему сыну играть на скрипке, с восторгом смотрит на сцену. Негритянка встаёт первая и начинает аплодировать. Дети, преисполненные гордости, кланяются. Проходит десять лет. В класс с маленькими детьми приходит Роберта, учитель музыки и директор школы. Директриса: "Вот уже десять лет, как мы обучаем детей музыке по специальной программе. Роберта: Так много учеников хотят заниматься в моём классе, 150 учеников из трёх школ, что мы вынуждены объявить лотерею. Поговорите с родителями, узнайте, согласны ли они, чтобы вы занимались скрипкой". Учительница, с которой Роберта познакомилась в начале своего пребывания в этой школе, рассказывает о том, что её дочь записалась в класс Роберты, когда была ещё маленькой, а теперь вспоминает это время с радостью. "Мы начинаем эту программу, потому что знаем, как это для вас полезно". Учитель музыки: "Скрипка очень сложный инструмент..". |
Роберта видит, как негритёнок тянет руку. "Что?" "А кто эта женщина,
которая ходит у окна сзади класса?" "Это фотограф, она будет фотографировать классы Роберты для журнала". "Я хочу попасть в журнал!" "Не так быстро, дорогой! Всем вам надо принести разрешение от родителей. Потом мы возьмём бумаги, 50 бумажек от каждой школы". Один из учеников: "Я надеюсь, что попаду в ваш класс!" Роберта, улыбаясь: "Я тоже!" Дети Роберты сидят дома и репетируют. У неё в доме ученица. Она спрашивает сына Роберты Лекса: "А почему ты играешь не на скрипке, а на виолончели?". "Представляешь, что моя мама тогда стала бы для меня и мама, и учительница". Приходит Роберта. Она гуляла с собакой: "Извините, я опоздала Ник, ты закончил заниматься?" Мальчики уходят на баскетбол, а Роберта остаётся с девочкой, играющей на скрипке. Девочка: "У меня никак не выходит!" Роберта ей: "У тебя почти получилось, почти правильно. Не забывай про вибрату!" "Почти не считается.." "Это я привила тебе такой пессимизм?" "Нет, это у меня врождённое". "Занимайся, это поможет тебе получить стипендию для обучения в Джуэрди". |Я внесла тебя в список подающих надежды учеников" Девочка, с восторгом глядя на Роберту: "Правда! Спасибо Вам!". Лотерея. Радость выигрыша. Дети, размахивая бумажками, весело выбегают из классов. Благодарят Роберту. Та, увешанная скрипками, выходит из школы и, пробираясь, согнувшись, к машине, всовывает в дворники бумажку - штраф за неправильную парковку. Это замечает одна дама, стоящая у машины Роберты. "Это срабатывает?" Роберта, несколько смущённо: "Нет, но я надеюсь, что когда-нибудь мне дадут возможность паковаться при школе, и у меня будет своё место для парковки".Женщина оказывается фотографом. "Вот фотографии детей вашего музыкального класса. Это копии для Вас" "Я могу заплатить за них.". "Нет, Роберта, Вам же нужны деньги, чтобы заплатить за парковку!" Роберта, в восторге глядя на фотографии: "Это потрясающе!" "Нет, потрясающе то, что Вы делаете для этих детей! Мой муж был в восторге, когда узнал! Он музыкант" "Как его зовут?" "Арнольд Стейнхард" "Из струнного квартета Валдери?" "Да, это он. Позвольте мне сообщить ему, когда у вас будет концерт. Он придёт" "Спасибо! Спасибо Вам!" Роберта, чувствуя себя невероятно счастливой, поспешно уходит. Учёба продолжается. Роберта разрешает забрать скрипки домой, перепечатать ноты и заниматься дома. "Ваши родители будут очень рады, когда услышат, как вы играете". Во время занятий в класс входит маленькая Ванесса. Она опоздала. "Ты опять опоздала! Где твоя скрипка?" "Я её забыла" "Тогда до свидания. Всё, уходи". Девочка, опустив голову, выходит из класса. Вдруг в классе вспыхивает ссора между двумя мальчиками - Рамоном и Джастином. Роберта вне себя: "У нас намечается большой концерт, а вы занимаетесь ерундой!" После занятий у Роберты происходит серьёзный разговор с отцом Ванессы: "Ваша дочь постоянно забывает свою скрипку, я вынуждена буду исключить её из своего класса" Отец девочки: "Понимаете, она разрывается между двумя домами. Мы с женой разошлись" Роберта, смущённо, вспомнив, очевидно, свою историю: "Мне очень жаль, Ванесса, может, ты напишешь расписание занятий по скрипке для папы и для мамы. Хорошо?" Занятия продолжаются. Роберта командует: "Так, смычок поднят, расслабьте пальцы. Вы играете так, как будто никогда не занимались музыкой! Карлос, где твоя скрипка? Она придёт к тебе сама?" "Извините, она сейчас будет?" (Мальчику скрипку поспешно всовывают в дверь класса). Роберта, догадываясь обо всём: "А, твои дружки дразнят тебя за то, что ты занимаешься музыкой?" "Просто это не круто, Вы не поймёте". "Конечно! Если хочешь, играй, не то я выгоню тебя!" Мальчик встаёт и играет прекрасно. "Ты хороший скрипач, Карлос, и растрачивать свой талант, действительно, не круто!". На следующий день, придя в класс, Роберта замечает, как дети подавлены. Случилось несчастье. Рядом с домом одного из учеников Роберты, Джастина, с которым накануне повздорил Рамон, произошла перестрелка. Джастин погиб. Роберта спрашивает тихо: "Кто-нибудь хочет поговорить об этом?" Дети один за другим поднимают руки. "Рамон?" "Я думаю, мы должны сыграть на скрипке" Рамон начинает винить себя в смерти приятеля (в день смерти Джастина Рамон сказал ему: "Чтоб ты сдох!"). Роберта приходит к ученику домой, и видит, как он напряжённо репетирует. "Я хорошо играл", - спрашивает он, закончив играть и опустив скрипку. "Да, отлично Я думала о Джастине. Помнишь, в последний раз я разозлилась на него" "Да, Вы были очень строги с ним" "С ним не всегда было легко общаться" "Как Вы думаете, Джастин попал в ад или в рай?". Роберта: "В рай" "Я сказал ему: "Чтоб ты сдох!" " Роберта уверенно: "Джастин умер не по этому! Если бы у тебя были такие силы, подумай, каким скрипачом ты мог бы стать!" Мальчик, улыбаясь сквозь слёзы: "Я был бы лучше Вас!". "Поплачь, это хорошо" "Но мальчикам нельзя плакать" "Мои сыновья иногда плачут. Я уверена, что отец Джастина тоже плакал". Рамон рыдает, Роберта прижимает его к себе. Роберте домой приходит огромная кипа каких-то писем. Вскрывает одно из них: "Дорогая женщина - музыкант. Я холостой белый мужчина". "Что это, - в ужасе произносит Роберта, - Ник, Лекси, немедленно спускайтесь! Что всё это значит, вы можете мне объяснить?!" "Мама, мы просто хотели помочь" , "Это так унизительно!" "Мама, но никто не догадается, что это ты. Смотри, сколько ребят хочет встретиться с тобой!" "Что вы написали??? Что???!" Мальчики наперебой начинают цитировать брачное объявление "Красавица женщина-музыкант, за тридцать, устала играть соло, ищет здорового, надёжного мужчину, который не подведёт. Моя игра на скрипке насытит ваше сердце" Роберта: "О Боже! Вам не кажется странным, что вы пытаетесь помочь вашей матери встретиться с мужчиной?" "Мама, а тебе не кажется странным, что ты не интересуешься мужчинами?" "У меня просто нет времени, и к тому же у меня есть моя работа, которую я люблю, у меня есть ты и ты, это всё, что мне нужно!" Она уходит. Мальчики, не в силах успокоиться, обсуждают произошедшее: "Я, правда, думал, что ей понравятся музыкальные метафоры". |
Роберта устало лежит на диване и держит в руках одно из многочисленных
брачных писем. "Профессор журналистики Ден Пекстон" Что же, отлично!" Она решает с ним встретиться. Наступает день свидания. Перед встречей она вновь играет, но мысли её уже не только о музыке. Лекси: "Мама, ты нервничаешь?" "Нет, что ты!" Раздаётся звонок. Роберта убегает в другую комнату, крича: "Откройте, я просто я сейчас вернусь!" Мальчики открывают дверь. Пришёл журналист. "Я Ден Пекстон Роберта здесь живёт?" "Да, проходите, пожалуйста" Роберта, последний раз взглянув в зеркало и глубоко вздохнув, решается выйти. Знакомство состоялось. "Вы честны!" - увидев Роберту, произносит Ден, поясняя свою мысль: Вы писали, что Вы красивая женщина. Не соврали!" Они уходят, а мальчики кричат напутственно матери: "Будь дома не позже 12 дорогая!" Мальчики, напряжённо играя в компьютерную игру, ждут возвращения матери и спорят, чем закончится для неё этот вечер, делают ставки: "Десять баксов, что он попытается её поцеловать!" "Десять баксов, что она не поцелует его!" Роберта и Ден сидят в машине и разговаривают. Ден: "Я признаюсь, что никогда не отвечаю на подобные объявления. Я проиграл пари в покере" Роберта, смеясь: "Правда? Я тоже признаюсь - объявление дали мои сыновья. Да, это они, они были обеспокоены, что я одна. Я пошла на свидание потому, что у меня так давно никого не было. Но пусть всё остаётся так, как было". Роберта приходит домой, невольно задевая мальчишек, которые прятались за дверью. "Почему ты так поздно?" "Боже, что вы делаете, почему тут прячетесь?" "Мама, как всё прошло?" "Очень мило?" "Мило?!!! Типа "мы просто друзья"?" Роберта, загадочно улыбаясь: "Спокойной ночи!" Мальчики вдруг вспоминают о споре и пари. Старший: "Ну, давай, плати!" "Мам, ты не одолжишь мне десять долларов!". |
читать дальше |
на Главную |