| |||
Часть 1 |
В начале фильма (во время титров) даётся калейдоскоп фотографий: героиня
Мерил Стрип Роберта в детстве на велосипеде, Роберта со скрипкой, свадебная фотография - Роберта с мужем режет праздничный торт, Роберта беременная, Роберта с новорожденным, Роберта с сыновьями на отдыхе у моря, Роберта с семьёй на теплоходе, Роберта с друзьями. Это прошлое. А настоящее. Роберта с мрачным выражением лица рассматривает семейный альбом, вынимает последнюю фотографию (где они сфотографированы с друзьями) и разрывает пополам. В этот момент она слышит какой-то шум во дворе, выглядывает из окна и видит, как грузчики, вынимая скрипки из грузовика, уронили их. Она: "Осторожно, кретины, это же скрипки, а не шары для боулинга!". Мать Роберты осуждающе: "Зачем тебе столько скрипок?". Сыновья шалят в доме, прыгают, хулиганят: "Мама, где наши игрушки?". Роберта, разговаривая по телефону, просит сыновей помолчать и произносит в телефонную трубку: "Я знаю, что он там, вовсе не обязательно мне врать. Передайте Деметросу, что опять звонила его жена!" В этот момент мать Роберты вырывает у дочери трубку из рук и начинает кричать: "Прекрати мучить себя и детей, им нужна мать! Ты красивая молодая женщина, у тебя всё впереди". Роберта сквозь слёзы: "Почему же тогда Чарльз бросил меня?". Мать безапелляционно: " Потому что Чарльз дурак! Иди, оденься". Мать уходит, а Роберта начинает горько плакать, закрывая лицо руками. Мать и дочь входят на кухню, закипает чайник, на столе дымятся плюшки. Роберта машинально наливает чай, сетуя: "Что мне делать?!" Мать, пытаясь казаться невозмутимой, произносит: "Для начала позавтракать! Выпей кофе, а потом, ищи работу!". Мать ловит вопросительный взгляд Роберты. "Да, у твоих мальчиков, слава богу, хороший аппетит, но я не могу одна их прокормить!". Роберта с надеждой в голосе: "Она скоро надоест ему" Мать: "Но пока ты должна найти себе работу!" Роберта устраивается на примитивную работу, которая заключается в оформлении подарков. Однажды она, находясь на рабочем месте, случайно встречает своего приятеля. "Брайн Тенер?" "Роберта Гаспар?". Они обмениваются дежурными приветствиями. "Я слышала, ты написал книгу. Извини, я её не читала". "Моя мама тоже не читала, зато книга прекрасно смотрится на её столике! Роберта, а ты тут что делаешь? Я думал, что ты давно уже играешь в Карнеги-холл!" "Мой профессор в колледже сказал, что мне уже поздно выступать, у меня маловато опыта"!) (далее приятели продолжают разговор в кафе) "Я защитила диплом по педагогике". "Я уверен, ты отличная учительница!" "Возможно, не знаю, каждый раз, когда я начинала где-то работать, Чарльза переводили в другое место. Потом появились дети, и всё время уходило на них. Когда я снова захотела работать, я не могла нигде устроиться. На жену офицера нельзя рассчитывать надолго. Я создала свою собственную учебную программу, Чарльз дал на это деньги, в Греции я купила пятьдесят скрипок, стала преподавать в частной школе. А потом…" "Потом твой муж ушёл к твоей лучшей подруге"!" "Это была просто моя подруга" "И теперь ты будешь украшать подарки и ждать, когда он вернётся?" "Ты говоришь, как моя мама!". "О, нет, ни в коем случае! Я тебя познакомлю с женщиной, я писал о ней статью, она директор школы. Это школа государственная, но нетрадиционная". "Хорошо, если это тебе будет нетрудно". "Если всё получится, Роберта, тебе придётся переехать!" "А где это?" Эта школа оказывается в жутком и чрезвычайно опасном районе. Мерил, одетая в эффектный розовый костюм, едет в машине в школу, чтобы познакомиться с директором. Выглядывая из окна такси, она видит, какое безобразие творится на узких улочках Восточного Гарлея. Central Park East1 E106 th and Medison. Попав в кабинет к директору, Роберта встречается с негритянкой, которая и руководит этой школой. Директриса читает резюме Роберты, где указано, что она работала в частной школе в Греции, год была руководителем хора на Гавайях. Единственное, что смущает директрису, так это то, что всё это происходило десять лет назад. Роберта пытается оправдаться: "Это всё из-за мужа, мы постоянно переезжали.." "И больше у вас не было практики?" "Но я учила своих детей". "Я не смогу вам помочь! Без опыта работы, в нашу школу.. нет!". Роберта, сделав над собой колоссальное усилие, произносит: "Спасибо за встречу" и уходит. Прислонившись к стене в школьном коридоре, она с трудом переводит дух. Через некоторое время, тогда, когда директриса разговаривает с учителем музыки, Роберта, прижимая скрипку, вновь входит в кабинет. Она подаёт руку учителю, представляется: "Роберта Гаспаре Деметрос". Директриса представляет учителя сама: "Это учитель музыки Демис Рауш, он как раз сейчас составляет расписание. Разве мы не всё обсудили с Вами вчера?" Роберта, пытаясь казаться весёлой, произносит: "Это займёт несколько минут!" Входят её сыновья, в руках они держат скрипочки. Учитель скептически и язвительно: "Что это? Конкурс талантов? Я забыл свои балетные туфли!" Роберта командует, и вместе с сыновьями начинает играть. Негритянка улыбается, аплодирует им: "Прекрасно, прекрасно!" Один из сыновей: "Теперь вы возьмёте её?" Директор: "Как давно вы играете?" "С трёх лет". "Твоя мама прекрасный учитель!" "Да, она ничего!" Директор, обращаясь к Роберте: "Если бы Вы научили наших детей играть так же хорошо, как они…" Роберта, весело и уверенно: "Я бы могла! Любой ребёнок может научиться играть на скрипке!" Учитель, хмуро: "При условии, что в классе есть дисциплина!" "Я могла бы научить их дисциплине! Дети могут сами практиковаться!" Учитель музыки, недоверчиво: "Я знаю этих учеников, но их интерес не идёт дальше ДО, РЕ, МИ. Иногда нам везёт, и мы проходим с ними ФА" "Я думаю, вы их недооцениваете!". Директор, прерывая спор двух педагогов: "Роберта, я поставлю Вас на замену". Роберта невероятно счастлива. Учитель, явно негодуя из-за успеха коллеги: "А где Вы собираетесь взять деньги на скрипки?" Роберта, торжествуя: "Скрипки? У меня пятьдесят скрипок!!!" Начинается учёба. Дети, получая у Роберты скрипки, хулиганят: то "превращают" скрипку в балалайку, то устраивают "рыцарские" турниры на смычках как на шпагах, то просто отстукивают на скрипке какой-то непонятный ритм. Роберта, пытаясь успокоить и перекричать этих бесенят, сообщает: "Сегодня я разделю вас на пять классов, согласны?" Постепенно ученики начинают затихать, но один из них продолжает барабанить на скрипке. Роберта подходит к нему и строго говорит: "Ты будешь первым учеником, которого я выгнала из класса. Иди к директору, иди, иди!" Он, опустив голову, уходит. "Кто хочет быть следующим?" Один из мальчиков дерзко поднимает руку. "Ты? Ты хочешь, чтобы тебя выгнали? "Да!" "Почему?" "Я не хочу играть на дурацкой скрипке! Это для слабаков!" Начинается детский хохот. Роберта строго: "С чего ты это взял? Кто тебе сказал?" "Никто" "Тебя как зовут?" "Дишон". "Так, Дишон, это не объяснение! Ты остаёшься! Кто-нибудь ещё хочет уйти? Нет? Теперь тихо! Я раздала вам скрипки. Весной мы устроим большой концерт, но если вы будете дурно играть, вашим родителям станет плохо, их может даже стошнить! Я серьёзно!" Роберта записывает имена детей в свою тетрадь, указывая, какие именно скрипки она дала каждому ребёнку. Возвратившись домой, Роберта принимается за обычные дела, к ней с бутылочкой вина приходит приятель, тот самый Брайн Тенер, который помог ей устроиться в школу. - За Роберту, которая продержалась одну неделю! - Я благодарю тебя за всё, что ты сделал! За выходные я буду искать квартиру, обещаю! Тебе надо писать, а не нас нянчить! Я прочитала твою книгу, Брайн. Какой мощный язык! - Брайн подходит к ней, целует шею, гладит её волосы. Роберта, пытаясь не замечать явных ухаживаний приятеля: "Следующая книга будет о рабочих-эмигрантах? Я всегда хотела спросить, как ты находишь темы, придумываешь, о чём писать? "Я просто обращаю внимание на то, что происходит вокруг". Роберта чувствует, что ухаживания и поцелуи становятся настойчивей: "Что ты делаешь?" "Я мечтал об этом с того момента, как мы учились у Френса. "Ты же не обращал на меня внимания в классе!" "Это ты игнорировала меня, сводя с ума" "У тебя было постоянно по пять девушек!" "Но у меня не было той, которую я хотел!". "Той Роберты, которую ты знал, больше не существует!" "Я тебе не верю". Роберта, скромно опуская глаза: "Я не могу, прости, мы не должны этого делать, малыши здесь". Брайн, уверенно: Они спят. |
Роберта и Брайн проводят ночь вместе, утром просыпаются в одной кровати.
Роберта, спохватываясь: "Ой, дети.. я ведь ещё замужем.." Роберта замечает, что Брайн куда-то торопится: "Ты куда?" "В Техас" "Зачем?!!!" "К фермерам, мне дали денег, я свяжусь с этими семьями+" "На сколько это?" "Месяца на два-на три". "Я думала, что мы будем вместе. "Прости, ночью было хорошо, но не думала же ты, что на утро мы поженимся?!" "Нет, но… я здесь ничего не знаю, не знаю, где купить продукты, это незнакомый район." "У тебя есть работа, есть жильё, ты справишься, всё постепенно узнаешь!" Роберта продолжает работать в школе и учить детей играть на скрипке. Она задаёт им вопросы типа: "Что это?" "Это смычок" "А что я сейчас делаю?" "Натираете смычок" "Как это называется?" Обучение проводится в лёгкой игровой форме, дети в восторге, а в это время хмурый и амбициозный учитель музыки мучает детей: До-до-до-до, ре-ре-ре-ре". Дети монотонно выполняют приказания, зубрят ноты. Роберта входит в этот класс, спрашивает, где ученики миссис Купер. Учитель, явно ненавидя Роберту, резко говорит: "Я не могу решать ваши проблемы, я пытаюсь вести урок". Роберта спокойно, но с вызовом говорит ему: "Я тоже!" и уходит, поняв, что от этого человека ничего добиться нельзя. Происходит спор с директрисой из-за того, что другие учителя забирают у Роберты учеников на свои уроки, считая, что дети слишком много внимания уделяют музыке. Учёба продолжается. Роберта командует: "Поставьте ноги так, чтобы они стали похожи на крышу домика. Я могу вас толкнуть, но вы не должны при этом упасть". Роберта подходит к девочке Гваделупе, замечает, что она неправильно стоит и тихонько толкает её. Девочка падает. Оказывается, она не может встать так, как требует учитель потому, что у неё на ноге протез. Роберта просит мальчиков принести стул и позволяет Гваделупе играть сидя. Во время этого урока Роберта замечает, что на занятия не пришёл негритёнок Наим. У школьного двора она замечает его с матерью. "Я не буду больше ходить на ваши занятия", - говорит он. "Почему?". Негритянка, мать Наима, резко поворачивается к Роберте и объясняет: "Моему сыну нужно много чему научиться помимо дурацкой музыки белых! Сколько гениальных негритянских скрипачей вы знаете? Сколько композиторов?" Роберта, пытаясь оправдаться и объяснить свою позицию: "Но это не значит, что так должно быть! Наим просто учится музыке, и какая разница, кто её написал". Наим умоляет: "Пожалуйста, мама, можно я буду ходить?". Негритянка, резко: "Вы, белая женщина, думаете, что можете спасти белых детей из наших районов?! Пойдём, Наим, не оборачивайся, иди прямо!" Роберта возвращается домой, принимается за привычные домашние дела. Внезапно слышит телефонный звонок - звонит муж. В этот момент показывают не саму Роберту, а её сыновей, играющих за столом. Слышен только встревоженный голос брошенной женщины: "Где ты? Ты всё ещё с ней? (плачет) Боже мой, мы так скучали, мальчики тоже! Мы будем так рады, когда ты вернёшься. Всё будет хорошо. Что?.. Я думала, ты сказал, что вы с Ланой, что всё кончено.. Чарльз? Чарльз?!!" Обескураженная Роберта звонит другу: "Вот так вот и было. Он не хотел ничего говорить, просто "хочу развода" и всё!" "Роберта, но ты же сильная." "Я возьму мальчиков и вернусь к маме!" "Ты бросаешь класс в середине четверти? И что ты скажешь директору - меня бросил муж, и гори всё синим пламенем?" Роберта идёт по школьному коридору, желая поговорить с директором, но та отчитывает ученика, вероятно, укравшего у родителей деньги - 50$. Роберта понимает, что директор занята и поговорить с ней не сможет. Она входит в класс и видит Гваделупу, пытающуюся играть на скрипке. Девочка, совершено измучавшись: "Я больше не приду, это очень тяжело!" "Всем тяжело!" "Но у других лучше получается!". Чтобы успокоить девочку, Роберта начинает рассказывать о человеке, который, несмотря на то, что он был инвалидом, смог стать гениальным музыкантом. Гваделупа, поражённая этим рассказом, наивно спрашивает: "Он был Вашим учеником?" Роберта, смущённо улыбаясь: "Нет, но если бы это было так, то я ему сказала бы то же самое, что и тебе - нельзя бросать дело только из-за того, что тебе трудно!" "Но я не могу крепко стоять на ногах!" "Крепко стоять - это не обязательно относится к ногам! Надо быть крепким внутри, понимаешь, о чём я?" Роберта обнимает девочку. Постепенно Роберта начинает замечать, что её недоливают коллеги. Так, когда она сидит на скамейке, рядом с ней никто никогда не садится. Однажды на скамью присаживается молодая учительница, представляясь как Изабель Васкес. "У тебя что, проказа?" - игриво спрашивает она Роберту. Та: "Наверное, меня в школе ненавидят" "Да, трудно влиться, когда у тебя индивидуальная программа! Например, Элис Купер думает, что скрипка - это потеря времени А ещё эта Элис - тварь!" Роберта и её новая подруга весело смеются. "А почему ты так мила со мной?" "А у меня скрытые мотивы. Я хочу отдать на следующий год свою дочь в твой класс" "Если я останусь в школе" "Останешься!". |
Роберта продолжает искать себе квартиру. Поддержки нет, рядом ни мужа, ни
друга, дети утомляют капризами. Но на работу ходить приходится! "Не пилите струны! Дишон, сколько ты занимался?" "У меня было обострение астмы"! "Опять?! На прошлой неделе было то же самое!" "Да, и на прошлой неделе!" "Люси, ты сегодня играешь хуже всех, если бы ты занималась побольше. Ты занималась?" "Нет" "Почему?" "На мою бабушку напали на улице" "И как она сейчас?" "Она умерла". Роберта обескуражена, потрясена: "Извини, мне очень жаль. Занимайся, как можешь". Роберта выходит из машины, увешанная чехлами со скрипками, видит негритянку мать Наима, подходит к ней и произносит страстный монолог: "Я приехала сюда не для того, чтобы кого-то спасать. Я мать-одиночка и мне нужна работа. Когда Наим начинает играть на скрипке, его лицо просто светится! Видели бы Вы это! Вам стоит посмотреть!" Удивлённая, потрясённая негритянка остаётся стоять, а Роберта, торжествуя и загадочно улыбаясь, уходит. Поздний вечер. Сын подходит к матери, стоящей у окна. "Не спишь?" "А ты?" "Я хотел попить, помнишь, в Греции мы видели океан из окна" "Да, и рыбачьи лодки" "И осьминогов. Папа скоро приедет?" Знаешь, я хотела поговорить с вами об этом. Папа не будет жить с нами. Вы с Лекси иногда будете встречаться с ним в Рождество, на летних каникулах" "Мам, а расскажи, как я родился" Этот вопрос кажется Роберте неожиданным: "Ты разве не хочешь поговорить о том, что я сказала?" "Я хочу услышать про свой день рождения" "Ла-адно, Это был день рождения дедушки. И мне было грустно, потому что он умер два месяца назад. Я очень переживала". "Но ты знала, что я должен был родиться в тот день?!". "Да, потому что я уже была готова" "Но папа смеялся?" "Да, папа смеялся, он не верил мне, потому что я сказала, что сегодня день рождения моего отца и малыш должен родиться сегодня. "Он тебе не поверил, а я всё-таки родился?!". "Да, это был счастливый день! "А папа тоже радовался?" "Да" "Тогда почему он бросает меня?" Роберта строго: "Он не бросает тебя, он тебя очень любит, и Лекси тоже". "Почему же он не хочет жить с ними?" "Понимаешь, иногда между взрослыми происходят странные вещи, это сложно понять, они больше не могут быть вместе". Сын уходит и Роберта остаётся грустить у окошка одна. |
читать дальше |
на Главную |