Выбор Мерил Стрип (1988г)  


Статья из книги
Вряд ли сейчас кто-нибудь сильно удивится, узнав, что артист, сыгравший Гамлета, снялся в роли шута или же артистка, славившаяся острой эксцентричностью, вдруг предстала перед зрителями расиновской Федорой. Время расшатало амплуа, сначала в театре, а затем и на экране. Дольше всего оно, пожалуй, держалось в американском кино, создавшем жесткую систему «звёзд», и до сих пор ещё отчасти действующую. Но параллельно с ней возникла и укрепилась новая актёрская школа, по существу «антизвёздная». Иначе говоря, те, кто к ней принадлежат, считают несменяемым образ-маску, воплощаемый «звездой» из фильма в фильм, проявлением непрофессионализма и стремятся к максимальному разнообразию характеров своих персонажей. Так поступают, например, Дастин Хофман и Аль Пачино. Так поступает и Мерил Стрип, обретшая киноизвестность в 80-е годы.
Однако многогранность отнюдь не синоним всеядности. У каждого из представителей новой школы есть своя ведущая тема. Если говорить о Мерил Стрип, это страстная защита права женщины на независимость и обретение собственной позиции во всех сферах жизни. Её героини, к какой бы эпохе они ни принадлежали, созвучны именно нашему времени, когда женское движение на Западе обретает все больший размах, включаясь в борьбу против угрозы ядерной войны.
При этом ни о какой схеме не может быть и речи, ибо персонажи актрисы не кладези добродетелей и не гренадеры в юбке, а истинные женщины, у которых самостоятельность не губит лирических порывов, а холодность и расчётливость в достижении цели может сочетаться с великодушными порывами во вред себе. Такая неодномерность натуры делает их людьми живыми, привлекательными, хотя порой поступки её героинь сердят, а тирады раздражают.
У американских актёров того направления, к которому они принадлежит Мерил Стрип, как правило, всегда есть за плечами немалый театральный опыт, помогающий им утвердиться на экране. Очень важно, что после окончания драматической школы в Йеле она несколько лет работала в одном из лучших нью – йоркских театров, руководимым Джозефом Паппом, где играла Шекспира, Стриндберга, Уильямса.
В кино ей сначала не повезло. В 1977 году Мерил сняли в маленькой роли светской дамы, подруги Лилиан Хеллман, в «Джулии», но в процессе монтажа, когда потребовались сокращения, почти все кадры с её участием вырезали. Поэтому подлинным экранным дебютом Стрип следует считать Джоанну из шедшего в советском прокате фильма Роберта Бентона «Крамер VS. Крамера» (1979)
В своё время в театре она сыграла ибсеновскую Нору. И теперь, в Джоанне, актриса подчеркнула - с поправкой на иной век – некоторые черты, свойственные героине норвежского классика. Как и её прототип, эта молодая американка страдает от бессодержательности собственной жизни. Когда-то она окончила университет, работала в журнале, но после замужества всё оборвалось. Муж и сын целиком поглотили её время. Но Джоанна не хочет с этим мириться, ведь «женщине нужна такая же полная жизнь, как и мужчине». И после долгих колебаний она решает, оставив семью, уехать на другой конец страны, в Калифорнию, чтобы там обрести утерянную индивидуальность. Ей досталось интересная работа модельера спортивной одежды, но главное, она вновь обрела себя.
Эти события не сыграны, а рассказаны, т.к. мы видим Джоанну лишь в начальном кратком эпизоде, перед отъездом, склонённой над детской кроваткой и прощающейся с сыном. Главное действие происходит полтора года спустя, когда Джоанна приезжает в Нью – Йорк, чтобы отобрать у отца маленького Билла. Актриса прекрасно показывает перемену, происходящую с её героиней во время суда. Нераздумчивая решительность, с которой она принялась за тяжбу, сменяется стыдом за адвоката, беззастенчиво пустившего в ход её рассказы про мужа, никак не предназначенные для сторонних людей. Постепенно происходит раскаяние за свою невольную жесткость по отношению к этому когда-то близкому ей человеку. И в конце концов она отчётливо понимает, что мальчику будет лучше именно с отцом, в привычной обстановке, и отказывается от своих прав на ребёнка. Вновь хлопнувшая, как и в начале, дверь лифта теперь уже навсегда отделяет эту женщину от сына, мужа, семьи.
Роль у Мерил была трудной прежде всего потому, что Джоанне отводилось очень немного экранного времени и основное внимание авторы фильма отдали Дастину Хоффману, игравшему отца Билла. К тому же она хорошо понимала всю невыигрышность позиции своего персонажа – матери, бросившей ребёнка. Но молодая актриса пошла на риск – и победила благодаря своему незаурядному таланту. «Оскар», премия Американской киноакадемии за лучшую второстепенную роль, была справедливой наградой за мастерство. Мерил Стрип утвердила себя в кино.
И когда в 1981 году английский режиссёр Карел Рейсц решил ставить «Женщину французского лейтенанта», у него не было сомнений , кого пригласить на главную роль. «Она – сказал постановщик об актрисе, - так смела, так раскована, у неё очень широкий актёрский и человеческий диапазон». Это было особенно важно, так как по сценарию Гарольда Пинтера ей предстояло воплотить на экране сразу двоих: отринутую викторианским обществом «любовницу» некого мифического французского лейтенанта Сару Вудраф и современную актрису по имени Анна, которая играла её роль. Это был фильм в фильме – приём довольно часто используемый последнее время. История отношений Сары и респектабельного джентльмена Чарлза Смитсона, отказавшегося ради неё от своей невесты, показывается параллельно с историей Анны и её партнёра Майкла. В финале обе героини жертвуют любовью ради творчества, дающего им независимость.
Даже в театре, где действие развивается последовательно, переход от одного характера к другому, совершающийся на глазах у зрителей, ставит перед актёром сложные задачи. Их решение многократно затрудняется в кино из-за длительности съёмочного процесса и его разбивки на эпизоды и планы, перемешанные во времени. Тем более велика заслуга актрисы, сумевшей создать два самостоятельных, цельных характера.
Только – только мы видели Анну, типичную женщину сегодняшнего дня, перед зеркалом в гримерной – и вот уже на площадке перед нами совсем иной человек. Завернувшись в тёмный плащ, Сара стоит на крутом берегу моря, напряжённо вглядываясь в нечто видимое ей одной, и ветер треплет длинные рыжие волосы. Впрочем, дело не столько во внезапности внешних перевоплощений, сколько в достоверности движений души, манер поведения, свойственных эпохам, разделённым веком. Ведь если Сара вынуждена эпатировать общество в своём бунте против его ханжеских нравов, то Анне предстояла борьба лишь с самой собой. Роднит же их то, что обе они заплатили высокою ценой за обретённую духовную свободу.
Однако второго «Оскара», уже за исполнение главной женской роли, Мерил получила все же не за эту картину, а за участие в экранизации опубликованного у нас антифашистского романа Уильяма Стайрона «Выбор Софи» (1982). Мерил Стрип буквально заставила режиссёра Алана Пакулу дать ей роль, о чём ему потом не пришлось жалеть. И если для «Женщины французского лейтенанта» ей нужно было овладеть английским произношением, весьма отличающимся от американского, то здесь пришлось учиться говорить с польским акцентом.
«Что ты знаешь о концлагерях, ты, Натан Ландау?!» - это крик Зофьи Завистовской, прошедшей через ад Освенцима, обращён не только к человеку, которому она обязана жизнью, но и к миллиону других американцев. В фильме есть страшный эпизод, объясняющий её ярость. Гитлеровец заставляет женщину решать, кто из двоих детей – сын или дочь – должен пойти в камеру смерти. Трагическое лицо актрисы, играющей мать, поставленную перед столь ужасным выбором, надолго останется в памяти…
Как и в предыдущей картине, Мерил здесь снова пришлось играть две роли, но уже не разных женщин, а одну – в разные, столь непохожие друг на друга периоды жизни. Некрасивая, плохо одетая, с тёмными кругами под глазами и скрученными в узелок давно не мытыми волосами, упавшая в обморок от истощения на полу Нью – Йоркской библиотеки – такой мы видим Завистовскую во время полугодового прозябания в Америке, куда она попала после освобождения из фашистского застенка. Проблема выбора, который она была должна сделать там – и не только между своими детьми, но и борьбой или пассивностью, - гнетёт её и тогда, когда она, полюбив спасшего её человека, разительно меняется: становится весёлой, оживлённой, привлекающей всеобщее внимание. И лишь в третий раз, будучи поставлена перед дилеммой – благоденствие или порядочность, она выбрала последнее, заплатив за это свое жизнью.
Ещё одна роль, принципиально важная для Мерил Стрип. В 1980 году она заинтересовалась историей профсоюзной активистки Карен Силквуд, стремившейся предать гласности угрозу радиоактивности на предприятии, где она работала, и погибшей при невыясненных обстоятельствах. Известно, что через год после её смерти предприятия фирмы «Керр – Макги» в Оклахоме было закрыто, а троим детям Карен назначена судом выплата большой денежной компенсации.
В 1983 году Майк Николс, с которым актриса работала ещё в театре, сделал фильм «Силквуд» с Мерил Стрип в главной роли. Возвращая зрителей почти на десять лет назад, в 1974-й, она удивительно точно показала свою героиню на фоне времени: короткая юбка, высокие сапоги, длинные волосы, предельная раскованность жестов и поступков, характерная для той эпохи, когда ещё отчётливо были слышны отзвуки молодёжного бунта. Главное же, что прекрасно сумела передать актриса – это рождение человеческой личности в процессе коллективной борьбы.
В начале картины нет и следа той трагедийности, которая отличала Сару Вудраф и Зофью Завистовскую. Карен весела, улыбчива, контактна, легко ладит с товарищами по работе. В этой молодой женщине сразу же чувствуется твёрдый и энергичный характер. Именно такой человек нужен для работы в профсоюзе завода, где над каждым имеющим дело с плутонием нависает угроза смерти. И она, привлекая на помощь тредюнионистское руководство и прессу, начинает борьбу с утечкой губительной радиации.
Настойчивость такого рода, естественно, не может прийтись по душе дирекции, и она идёт на прямое преступление: каким-то неведомым образом плутоний попадает даже в дом, где живёт Карен. Теперь пронзительные сигналы сирены, возвещающие об избыточной дозе, полученной очередной жертвой, всё чаще и чаще касаются её самой. Пережив часы отчаяния и слабости, зная, что надежды на спасение уже нет, профсоюзная активистка решает передать разоблачительные материалы репортёру «Нью-Йорк таймс». По пути на встречу с ним, на пустынной дороге, её нагоняет другая машина, свет которой, разрастаясь, заливает весь экран… (Согласно официальной полицейской версии, молодая женщина уснула за рулём под воздействием алкоголя и наркотиков и неуправляемый автомобиль врезался в бетонную стену. Однако следы сильного удара на заднем бампере машины, очевидно загнали её в тупик, полностью подтверждает то, что показал Майк Николс и сыграла Мерил Стрип.)
Из краткого пересказа сюжета может возникнуть впечатление, что актриса играет здесь лишь суховатую «общественницу». Но это не так. Одна из самых сильных сторон дарований Мерил – умение показать силу чувств своих героинь. В картине «Силквуд» немало экранного времени посвящённому показу её отношений с тремя детьми и любимым человеком. Две же последние ленты Стрип, снятые в 1985 году, целиком рассказывают о любви: и как она приходит, и как она уходит. В фильме «Влюблённые» режиссёра Улу Гросбарда в Нью-Йорке случайно встречаются двое: он – инженер строительной фирмы, она – дизайнер, оба уже не очень молоды, у каждого – семья. Героиня долго колеблется, прежде чем решается на эту связь, которая может лишь осложнить её и без того нелёгкую жизнь, ничего не дав взамен. Два прекрасных актёра – Роберт де Ниро и Мерил Стрип – создают здесь незабываемый дуэт. Тонко, психологично и в то же время удивительно верно они показывают, как тривиальный адюльтер перерастает в большое, подлинное чувство.
А в «Ревности», где Мерил вновь снялась у Майка Николса, она опять сыграла реальную женщину – Нору Эфрон, по автобиографической книге которой и сделан фильм. Она рассказала там историю распада своего брака со «знаменитостью» - тем самым журналистом Карлом Бернстайном, который вместе с Робертом Вудвордом оказался инициатором распутывания «уотергейтского дела». «Фильм о том, как трудно, живя в большом городе, любить кого-то», - сказал режиссёр. Участие в этих двух, казалось бы, камерных картинах тоже проявление определённой позиции актрисы. Потому что фильмы такого рода, правдиво показывающие настоящие человеческие эмоции, побуждения и привязанности, как бы противостоят потоку сексуальных и порнографических лент, заполнивших американский экран и низводящих людей на примитивный, биологический уровень.
Подлинную человечность и гражданственность Мерил проявляет и за пределами кинематографа, в своей общественной деятельности. В 1984 году она получила «премию за лидерство» в движении американских киноактёров против гонки ядерных вооружений. Её шею украсил изящный серебряный медальон в форме вопросительного знака. Вопрос исполнен символике. Американцы должны задуматься над тем, к каким страшным бедствиям может привести мир третья мировая война. А через месяц после этого памятного ей события актриса выступила перед демонстрацией по телевидению документальной ленты «Восемь минут до полуночи», наглядно показавшей эти возможные последствия. Как видим, подобно Карен Силквуд, актриса активно говорит злу «НЕТ!», не страшится вступать с ним в борьбу. Мать двоих детей, Мерил Стрип не хочет их гибели в ядерном взрыве. Актриса сделала свой выбор, она борется против этого не только силой слова, но прежде всего главным своим оружием – силой искусства!


на Главную
Напишите мне


 

Hosted by uCoz