| |||
Силквуд |
Фильм «Силквуд» становится примером виртуозной актёрской игры молодой Мерил Стрип, сыгравшей главную роль – роль Карен Силквуд. Сам фильм, где «работница фабрики по очистке плутония вступает в борьбу с администрацией, виноватой во многих нарушениях технологии и, как следствие, в радиоактивном заражении сотрудников», не представляется картиной с чрезвычайно напряжённым сюжетом. Мало того, во время просмотра возникает ощущение, что режиссёр несколько затянул фильм. Но может быть, это фильм не столько о профсоюзной активистке Карен Силквуд и её социальной позиции, сколько о сложнейшем рисунке человеческих отношений. Поразительно, что Мерил Стрип, будучи верной супругой Дону Гаммеру и матерью четверых детей, нередко соглашается на роли женщин с нестандартной сексуальной ориентацией. Примером этого служит и фильм «Силквуд» (1983 г.) и в дальнейшем фильм «Часы» (2002г.). Причём, в обоих картинах подобное предстаёт как давний выбор: такая тема не обсуждается, по этому поводу героиня не рефлексирует, не страдает, не старается эпатировать окружающих. Так, в «Силквуде» показана странная семья: сама Карен Силквуд, её друг (его сыграл Курт Рассел) и подруга (Шер). На фабрике по очистке плутония, где они работают, одна из сотрудниц бросает фразу: «Не понятно, кто с кем спит». Но Карен отшучивается, стараясь не обращать внимания на подобные мещанские реплики. Ей дороги каждый из её друзей: она никого ни с кем не хочет делить и не хочет объяснять кому-то, почему она живёт так, а не иначе. Бисексуалка Карен («Силквуд») и лесбиянка Кларисса Воон («Часы») – это мудрые, глубокие женщины, стремящиеся быть искренними и честными с собой.
Карен Силквуд – бунтарка во всём. У неё особый взгляд и на семейную жизнь и на работу фабрики. Такой женщине есть дело до всего, во всём она пытается, выражаясь словами Б. Пастернака, «дойти до самой сути». Именно Карен замечает, что слишком часто на их фабрике люди получают недопустимую дозу облучения. Подруга Карен (Шер) ревнует её, желая, чтобы она больше ей уделяла внимания, а потом не выдерживает и приводит в дом новую подружку – кокетку, чьи интересы ограничены маникюром, педикюром, макияжем и массажем. Карен чувствует, что всё-таки друг ей по духу ближе, чем подруга. В доме Карен царит напряжённая атмосфера, усугубляемая обвинениями в адрес Карен: её обвиняют в том, что она плохая мать, что она живёт не так, как все и т.д.. Силквуд неоднократно срывается, ссорится со своими «домашними», но от этого она не становится менее обаятельной. Мерил в роли худенькой, но очень энергичной и упорной Карен Силквуд так прекрасна, что на её фоне несколько мекнут остальные актёры. При просмотре фильма хочется смотреть только на неё, следить за каждым движением. В фильме есть множество эпизодов, которые постоянно вспоминаются после просмотра. Это, например, момент, когда друг Карен, вспылив, уезжает, но потом всё-таки возвращается, чему невероятно радуются и сама Карен, и её подруга: хохочут, дружески тузят «бродягу», обнимают его. Это и момент, когда Карен, подняв руки в прозрачных резиновых перчатках вверх, сначала весело, а потом с ужасом во взгляде стоит у аппарата, проверяющего, поражён ли радиацией работник фабрики. Если аппарат загудел, значит, человек поражён и ему предстоит пройти через унизительное мероприятие – промывание: сильную струю воды направляют в человека, промывают жутким раствором руки, спину, голову, всё тело. В финале как катастрофа воспринимается эпизод, когда во всём доме Карен обнаруживают радиоактивное заражение, и люди из специальной службы начинают не только выносить мебель из славного уютного домика Карен и её друзей (помнящего столько радостных и трогательных событий их жизни), но даже сдирают обои со стен. Гибель дома подобна гибели самой героини: всё происходит слишком внезапно, ошарашивает, поражает. Самым пронзительным, потрясающим в фильме становится финал, подводящий зрителя к тому эффекту, который в античной эстетике назывался катарсисом. Карен, прощаясь с другом, стоящим на пороге дома, садится в машину. Перед этим она, кокетливо улыбаясь, приоткрывает (элемент эротизма) одну полу коротенькой курточки, потом запахивается, хохочет и садится в машину. Сделав поворот, она опускает у машины стекло, весело машет любимому рукой, уезжает. Звучит прекрасная песня а-капелло. Поёт, очевидно, сама Мерил, имеющая, как известно, великолепный слух и голос. Поскольку в этот момент нет перевода и ничто не заглушает голос великой Стрип, мы, зрители, имеем возможность услышать непередаваемое пение актрисы. Финал фильма поражает тем, что все заключительные события: поездка Карен, невыносимо яркий свет, ослепляющий её во время этой поездки, реакция людей, сидящих в маленьком баре и ставших невольными свидетелями катастрофы, - всё это даётся без «звукового сопровождения». Мы почти не слышим визга тормозов машины, крика людей, не показана гибель самой Карен. Но всё и так ясно. Слышен её кристально чистый голос, и песня, жизнеутверждающая и мелодичная, звучит долго-долго. А потом, тогда, когда идут титры, возникает голос «за кадром». Процитирую: «Истинные обстоятельства смерти Карен так и остались невыясненными. Не известно также, добыла ли она доказательства или нет. При ней ничего обнаружено не было. Результаты вскрытия показали повышенное содержание транквилизатора метаколина в крови и немного алкоголя. Полиция Оклахомы объявила это как несчастный случай на дороге. Через год фабрика была закрыта». Такой финал позволяет ещё раз вспомнить поступки Карен и её саму, худенькую, иногда дерзкую, шаловливую, весёлую, со стрижкой «Дебют», то в белом халатике и резиновых прозрачных перчатках, то в обтягивающих джинсах, подчёркивающих её стройную ладную фигурку. Мерил Стрип по праву называют актрисой-хамелеоном, человеком с множеством лиц. Но общим у большинства её героинь становится не то, что всё это, как выразился критик, «тётеньки с непростой судьбой», а, скорее, то, что все они - женщины, способные думать о других, тонко чувствовать их внутренний мир, заботиться, сопереживать; все героини Мерил занимают позицию «не чужого» по отношению к окружающим людям. Это и Карен, думающая и о самых близких ей, и о работниках фабрики, это и Кларисса Воон («Часы»), всеми силами желающая помочь другу, умирающему от рака, и Франческа («Мосты округа Медисон»), которая, безумно влюбившись в фотографа Роберта, находит в себе силы сохранить семью, остаться с мужем и детьми, это и Софи («Выбор Софи»), переживающая за начинающего писателя Стинго и одновременно готовая умереть рядом с дорогим её сердцу, хотя и безумным Натаном. Это даже писательница Сьюзан Орлеан («Адаптация»), искренно желающая помочь неудачливому сценаристу Чарли Кауфману до тех пор, пока он не становится причиной смерти её возлюбленного Джона Лароша. Все героини Мерил Стрип – женщины со сложнейшим внутренним миром, которые мечтают о простом человеческом счастье, страдают, а иногда и бунтуют, видя, что в жизни отсутствует гармония, в мире «всё не то, всё не так»… |
на Главную |